Профориентация
В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.
Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Цели и задачи профориентации в школе
Цели школьной профориентационной работы:
- Формирование у детей готовности к труду.
- Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
- Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.
Задачи школьной профориентационной работы
- Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
- Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
- Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
- Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
- Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.
Источник — https://proforientatsia.ru/career-guidance/proforientatsiya-v-shkole/
Билет в будущее
”Билет в будущее” — это всероссийский проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций. За время его существования накопились огромные массивы данных, анализ которых позволит нам, например, глубже понять связь между индивидуальными особенностями участников и параметрами среды, в которой они развиваются смотреть
Всероссийская профориентационная акция НЕДЕЛЯ БЕЗ ТУРНИКЕТОВ скачать
Экскурсия в Теменичский ФАП Брянской ЦРБ смотреть
Экскурсия на Камвольный комбинат смотреть
Итоги Всероссийской акции: «Неделя без турникетов».
Профессиональное самоопределение учащихся
Выбор профессии – сложный, длительный и очень важный для каждого старшеклассника процесс.
Цель воспитательной работы в плане профориентации – помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии; формирование психологической готовности к совершению правильного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности.
Вся работа должна быть направлена на подготовку учащихся ко времени окончания средней школы к осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования.
С этой целью Союзом машиностроителей России проводится акция «Неделя без турникетов». В рамках акции учащиеся 8, 9 и 11 классов Теменичской средней школы посетили фельдшерско-акушерский пункт с. Теменичи и Брянский камвольный комбинат. Экскурсия на ФАП произвела на ребят огромное впечатление. Подробную информацию о Брянском медицинском колледже имени академика Амосова Н.М. дали студенты этого учебного заведения, проходившие практику в ФАП с. Теменичи. Они рассказали о том, что колледж готовит медработников по специальностям: лечебное дело, сестринское дело, акушерское дело, фармация, технология эстетических услуг, познакомили школьников с особенностями и некоторыми тонкостями медицинской профессии. Но самым запоминающимся был мастер-класс, на котором практиканты научили ребят правильно пользоваться тонометром и измерять давление друг другу.
Эта встреча дала свои результаты – некоторые девочки проявили серьезный интерес к данной профессии и в дальнейшем планируют связать свою судьбу именно с профессией медицинского работника.
Не менее интересной была экскурсия на Брянский камвольный комбинат. Как только мы пришли на территорию БКК, нашу группу передали ведущему инженеру-технологу предприятия – Насырину Александру Владимировичу. Он рассказал нам о том, что БКК одно из трех сохранившихся в стране предприятий полного цикла. БКК изготавливает более 60% российских шерстяных тканей. На комбинате трудятся около 1000 человек, востребованы 75 разнообразных профессий.
Мы узнали, что коллектив предприятия сегодня производит шерстяные ткани для мужских и женских офисных костюмов, полушерстяные ткани для школьной формы, ткани для пошива одежды военнослужащих, сотрудников МВД, МЧС, ФСБ.
Нам было интересно познакомиться с поэтапным производством ткани. Начали с цеха, где хранится сырье, т.е. шерсть, сваленная в огромных тюках. Первая обработка шерсти производится в цехе с кардочесальными машинами. Прочёсанное волокно готово к промывке, покраске и просушке. Следующая обработка проходит в ленточно-ровничном цехе, где получают шерсть ровницу. Далее ровница отправляется в прядильно-ровничный цех, где получается одноленточная пряжа. Из прядильной машины ровница выходит в виде расправленной и скрученной нити. И, наконец, пряжа отправляется в ткацкое производство, где получается красивая и качественная ткань, из которой нам шьют школьную форму и многие другие виды одежды. Побывали и в специализированном магазине комбината, где увидели многочисленные модели изделий. Нас поразил тот факт, что сотни людей, машин, оборудования задействовано в том, чтобы мы могли купить себе какой-то костюм или платье. Ведь с момента поступления сырья до выхода готовой продукции проходит около 40 дней.
Потряс масштаб производства комбината. Если раньше мы видели только в кино как одна обмотчица или одна ткачиха справляется с сотнями станков, то теперь мы это увидели воочию.
Я считаю, что экскурсия на БКК не оставила равнодушными наших детей. Если даже они не выберут профессию, с которыми познакомились на комбинате, то они будут с уважением и пониманием относиться к людям, которые трудятся на благо всех нас.
Учитель математики Хорт Т.М.
(статья из «Деснянской правды»)